ГлавнаяРабота с обращениямиНаши победы

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области добился максимально возможного снижения налоговым органом размера штрафных санкций за налоговое правонарушение в отношении субъекта малого бизнеса


К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Орловской области обратился индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере выращивания зерновых культур, с просьбой об участии Уполномоченного в рассмотрении налоговым органом дела о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе проверки указанных в обращении доводов было установлено, что предпринимателем в налоговый орган своевременно не была предоставлена отчетность по форме 6-НДФЛ за 2016 год, что является нарушением п. 2 ст. 230 НК РФ. В соответствии с указанной нормой расчет по форме 6-НДФЛ за 12 месяцев 2016 года должен был представляться в срок не позднее 03.04.2017 г. Налогоплательщик представил расчет по форме 6-НДФЛ только 03.06.2019 г. после получения уведомления налогового органа.

Согласно п.1.2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Исходя из количества 26 просроченных месяцев размер штрафа соответствует 26 000 рублей.

Наряду с этим, поскольку предприниматель за данное налоговое правонарушение уже привлекался к ответственности, на основании п. 2 ст. 112 НК РФ максимальный размер штрафа мог составить 52 000 рублей.

При рассмотрении материалов дела об указанном налоговом правонарушении в Межрайонной ИФНС России № 3 по Орловской области Уполномоченный обратил внимание налогового органа на несоразмерность налоговой санкции характеру совершенного налогового правонарушения и его вредным последствиям. Налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, имеет карательно-превентивный характер, следовательно, требует учета принципов индивидуализации и соразмерности наказания. Применение наказания в виде штрафа в максимальном размере 52 000 рублей приведет к значительным для предпринимателя убыткам и возможно повлечет прекращение его деятельности.

При этом, п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указанный в п. 1 ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом конкретных обстоятельств дела.

В качестве обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, бизнес-омбудсмен предложил принять во внимание признание предпринимателем вины в совершении налогового правонарушения и его неумышленный характер, уплату им суммы налога по форме 6-НДФЛ за 2016 год в размере 3367,00 рублей сразу после получения уведомления, устранение причиненного бюджету ущерба до вынесения налоговым органом решения, а также тяжелое материальное положение предпринимателя, являющегося сельхозпроизводителем, поскольку все имеющиеся средства были направлены на уборку урожая.

По результатам рассмотрения материалов дела с учетом ходатайства Уполномоченного о максимально возможном снижении размера штрафных санкций Решением МРИ ФНС № 3 по Орловской области от 13.08.2019 г. за допущенное налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1.2 ст. 126 НК РФ, предприниматель привлечен к налоговой ответственности виде штрафа, размер которого налоговым органом снижен в 8 раз и составил 3250 рублей.