ГлавнаяНовости


Ср, 12.12.2018

В Орле в рамках проведения Среднерусского научного форума состоялась панельная дискуссия, посвящённая 25-летию принятия Конституции России

7 декабря 2018 года в рамках проведения Среднерусского научного форума состоялась панельная дискуссия «Конституция Российской Федерации: правовой и политический опыт (к 25-летию принятия Конституции России)».

Участие в конференции приняли ученые из Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева, Юго-Западного государственного университета, представители федеральных и региональных органов государственной власти, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области.

Дискуссии ученых сконцентрировались вокруг таких актуальных и значимых проблем как: Президентский контроль, как составная часть конституционного процесса; роль Конституции России в формировании конституционного государства; конституционное право граждан на доступ к правосудию; партнерство государства и церкви; особенности защиты национальных интересов в условиях цифровизации общества и реализация внешнеполитической функции России в условиях динамично меняющегося мира.

В ходе мероприятия Евгений Лыкин выступил с докладом об ограничении и умалении права на предпринимательскую деятельность.

По мнению Орловского бизнес-омбудсмена, допуская возможность ограничения прав или их умаление, Конституцией предусмотрены условия, когда соответствующие действия допустимы.

В частности, устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности — это прямо установленные законом правила, создающие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности для свободного осуществления предпринимательской деятельности, вызванные необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных предпринимателей, потребителей, общества в целом, установление которых допускается только при наличии обоснованности соразмерности создаваемых препятствий в осуществлении субъективного гражданского права степени охраняемого этим ограничением законного интереса иных лиц.

Однако государство в ряде случаев устанавливает необоснованные и неоправданные административные барьеры, которые влекут ущемление прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе как участников гражданско-правовых отношений, сдерживая развитие рынка товаров, услуг и работ.

Имеет место дисбаланс между публичными и частными интересами. Регулируя посредством гражданского законодательства предпринимательскую деятельность коммерческих организаций в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, законодатель не всегда учитывает, что возможные ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в т.ч. прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начала в сфере экономической деятельности.

В настоящее время без установления ограничений на законодательном уровне налоговыми органами активно рассматривается в качестве нарушения т.н. «дробление бизнеса».

Однако, следует указать, что дробление бизнеса не запрещено законом, наоборот, может выступать в качестве способа оптимизации. Как и в случаях с проявлением должной осмотрительности анализ правоприменительной практики не позволяет субъектам предпринимательской деятельности однозначно определить, какие его действия, не запрещенные законом, могут быть расценены как направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Анализ предлагаемых налоговыми органами и судами критериев «дробления» бизнеса, показывает, что их нельзя относить к правонарушению.

В части, использования специальных режимов налогообложения, справедливо отметил судья КС РФ тот факт, что эти режимы предназначены, прежде всего, малому и среднему предпринимательству, которое в значительной части, если не в большей, связано с крупными хозяйствующими субъектами и во взаимодействии с ними получает законные преимущества, в том числе за счет особых режимов налогообложения. Это важная часть российской экономической политики. Выгоды малого и среднего предпринимательства от взаимодействия с крупным образуют признак успешного государственного регулирования, а не злоупотребления со стороны налогоплательщиков.

Несмотря на это, соответствующая практика, ставящая под сомнение соблюдение конституционных прав и принцип добросовестности, складывается, и предприниматели вынуждены защищаться и принимать меры по упреждению налоговых органов в ее суждениях о «необоснованной выгоде».

Подводя итог своего выступления, Евгений Лыкин отметил, что в целях недопущения подобных ситуаций и обеспечения разумного баланса между публичными и частными интересами необходимо верно определять способы и средства поддержания такого баланса, в том числе касающиеся установления пределов и ограничений права на осуществление предпринимательской деятельности.

Результаты работы конференции будут представлены научной общественности и всем заинтересованным лицам в сборнике материалов конференции.