ГлавнаяНовости


Вт, 28.11.2017

Евгений Лыкин принял участие во встрече врио Губернатора и Председателя Правительства Орловской области Андрея Клычкова с представителями территориальных федеральных органов исполнительной власти по Орловской области и общественных организаций, выражающих интересы бизнес-сообщества региона

27 ноября состоялась встреча временно исполняющего обязанности Губернатора и Председателя Правительства Орловской области А. Е. Клычкова с представителями территориальных федеральных органов исполнительной власти по Орловской области и общественных организаций, выражающих интересы бизнес-сообщества региона.

В мероприятии приняли участие Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, главный федеральный инспектор по Орловской области Леонид Соломатин, члены регионального Правительства, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин, руководители государственных и контрольно-надзорных органов области, депутаты Орловского городского Совета народных депутатов, представители бизнеса.

По мнению Андрея Клычкова, малый и средний бизнес на Орловщине должен быть мобильным, успешным и социально ответственным.

В регионе насчитывается 977 малых предприятий, 69 средних и более 8 тыс. микропредприятий. В настоящее время наблюдается рост сектора малого и среднего бизнеса. Только за текущий период этого года зарегистрировано порядка 800 юридических лиц и почти 2,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Объем налоговых поступлений в бюджет превысил 1 млрд рублей.

В регионе созданы Гарантийный фонд, Фонд микрофинансирования, Центр поддержки предпринимательства, Центр кластерного развития и Центр поддержки экспорта. Ежегодно область получает субсидию на поддержку малого и среднего предпринимательства. В этом году субсидия составила почти 60 млн рублей.

Особое внимание глава региона уделил закону о патентной системе, которая со следующего года будет работать на Орловщине по 78 видам деятельности.

В настоящее время подготовлен ряд предложений, которые позволят снизить налоговое бремя для индивидуальных предпринимателей, имеющих официально трудоустроенных работников и пополнить доходную часть регионального бюджета. В частности, предлагается уменьшить потенциально возможный годовой доход на 10%, связать потенциально возможный годовой доход со средней численностью наемных работников, установить регрессионную зависимость потенциально возможного годового дохода и стоимости патента от средней численности наемных работников.

В свою очередь, Евгений Лыкин в ходе мероприятия отметил, что большинство проблем, которые существенно сдерживают развитие бизнеса, требует решения на федеральном уровне.

К таким проблемам относятся:

  • Отсутствие доступных кредитных ресурсов, как для развития существующего бизнеса, так и для создания нового — отсутствие стартового капитала (долгосрочных кредитных ресурсов), высокий процент коммерческого кредита.
  • Высокие финансовые затраты, в том числе издержки на тарифы, аренду земли, недвижимости, так называемые непроизводственные расходы. Только соблюдение предусмотренных законом новых требований к ведению бизнеса по данным опроса МСП образует затраты равные 20 процентам от выручки предприятия.
  • Произвольная трактовка кредитными организациями положений Федерального закона № 115-ФЗ и как результат необоснованная блокировка счетов предпринимателей. Также введение комиссий за перевод денежных средств на личную карту гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью.
  • Административное давление на бизнес в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  • Ориентация органов при принятии решений в отношении бизнеса на единичное пополнение бюджета, вместо разработки стратегических решений, реализация которых обеспечит развитие бизнеса и естественное увеличение налоговых отчислений.

Речь идет о повышении налоговых и иных платежей, возложение дополнительных обязанностей на добросовестных предпринимателей, а также о деятельности различных комиссий по легализации заработной платы, снижению неформальной занятости. Указанными комиссиями не учитываются главные причины, почему предприниматели не могут обеспечить «белые» зарплаты.

Действующие чрезмерные размеры страховых взносов по обязательному пенсионному, медицинскому и социальному страхованию препятствуют развитию предпринимательства и способствуют росту теневого сектора экономики.

В настоящее время Аппаратом Уполномоченного разрабатывается проект закона о снижении размера страховых взносов, что позволит в т.ч. легализовать заработную плату и снизить неформальную занятость.

Переходя к региональной политике в сфере развития бизнеса, бизнес-омбудсмен с положительной стороны отметил существующий механизм взаимодействия Аппарата Уполномоченного и Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области в рамках оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Большинство замечаний, отраженных в экспертных заключениях на проекты НПА, подготовленных Аппаратом Уполномоченного, Департаментом учитываются:

  • не допущено увеличение размера льготной ставки для отдельных налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2 %;
  • приняты меры по снижению размера потенциально возможного к получению годового дохода при применении патентной системы налогообложения.

В то же время существуют негативные решения, которые снижают позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в регионе. В качестве примеров Евгений Лыкин привел:

  1. установление необоснованно высокой кадастровой стоимости земельных участков, что потребовало у бизнеса существенных временных и финансовых затрат на ее оспаривание;
  2. установление порядка расчета годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области — городе Орле, предоставленные для строительства (реконструкции), исходя из конечного назначения объекта строительства (реконструкции). Указанное возлагает на субъекты предпринимательства в период строительства существенные расходы с вида деятельности, которая им еще фактически не осуществляется.

Данная проблема была обозначена в Докладе Уполномоченного за 2016 год, Губернатором и Председателем Правительства Орловской области дано поручение о ее решении, однако, до настоящего времени поручение не исполнено.

В части повышения инвестиционной привлекательности региона, возможно установление на территории Орловской области налоговой льготы в соответствии со ст. 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации для организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Так как с 1 января 2018 года указанная льгота применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

По-прежнему, острой для региона остается проблема исполнения государственными и муниципальными заказчиками обязательств по оплате выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров.

В этой связи, заказчики должны брать на себя только те обязательства, которые в состоянии исполнить.

Фактически отсутствуют прозрачные правила присоединения к электросетям, газовым сетям и иным коммуникациям. Показательным является недавний пример, когда юридическому лицу в проекте договора о присоединении к электросетям цена устанавлена в размере 1 млн. 309 тыс. 741 рублей 77 коп., после обжалования предпринимателем соответствующих действий по определению цены, в том числе в Аппарат Уполномоченного, цена присоединения снижена до 19 тыс. 862 руб. 59 коп.

Сейчас на рассмотрении находятся обращения предпринимателей на действия АО «Гаспромраспределение Орел», которое увеличивает стоимость оказываемых им услуг по договорам на аварийно-диспетчерские и аварийно-спасательное обслуживание сетей газораспределения и газопотребления более, чем в 4,5 раза без предоставления экономического обоснования указанного повышения (в 2016 году — 10 906, 32 руб, предлагаемая в проекте договора от 10.11.2017 — 46 332 руб.). Работа по обращению ведется, проверяется экономическое обоснование увеличения платежа.

В настоящее время в Аппарат Уполномоченного поступают обращения субъектов микро и малого бизнеса по вопросу деятельности торговых сетей на территории Орловской области. Широкое повсеместное распространение последних приводит к закрытию субъектов микро и малого бизнеса, зарегистрированных и осуществляющих торговую деятельность только на территории Орловской области. Предусмотренное Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ограничение распространения торговой сети на отдельной территории (не более 25 %) является недостаточно эффективным, так как расчет доли производится в рамках каждой торговой сети отдельно и только за предыдущий финансовый год. А применительно к населенным пунктам Орловской области, достаточно вхождение нескольких торговых сетей с долей приблизительно равной 25 % для прекращения деятельности субъектов микро и малого бизнеса, занятых в сфере розничной торговли.

Таким образом, все озвученные проблемы требуют совместной проработки и принятия необходимых мер по их решению.