ГлавнаяНовости


Пт, 16.02.2018

Об обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Орловской области в 2017 году отчитался Евгений Лыкин в рамках заседания Комитета по экономической политике Орловского областного Совета народных депутатов

В 2017 году Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Орловской области реализован комплекс мер по защите прав и законных интересов субъектов бизнеса, в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.

Всего за отчетный период в Аппарат Уполномоченного на прием обратилось 1083 субъекта (в 2016 — 1047), поступило 297 письменных обращений (в 2016 году — 231). В ходе приема давались разъяснения по интересующим обратившихся вопросам, оказывалась консультационная помощь.

При рассмотрении поступающих Уполномоченному обращений особое внимание уделяется установлению причин и условий возникновения нарушений прав предпринимательства, принимаются меры по пресечению данных нарушений и недопущению их возникновения в дальнейшем.

В указанной работе осуществлялось активное взаимодействие со всеми заинтересованными ведомствами, привлекались представители общественных объединений предпринимателей области, эксперты в рамках соглашений с Уполномоченным, которых по состоянию на 31.12.2017 заключено 32.

Восстановление нарушенных прав обратившихся к Уполномоченному предпринимателей осуществлялось, как в рамках досудебного урегулирования, так и в судебном порядке.

В целом, в ходе рассмотрения обращений предпринимателей, поступивших Уполномоченному, в рамках досудебного порядка отменены и изменены решения, принятые в отношении предпринимателей властными структурами на сумму более 120 млн. руб. Это вопросы доначисления налогов и страховых взносов, снижения кадастровой стоимости земельных участков, присоединения объектов к электросетям, неисполнения судебных решений и ряд других.

Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в 2017 году осуществлялась Уполномоченным по средствам реализации полномочий по обращению в суд и участию в судебных заседаниях.

Так, в 2017 году Уполномоченный в качестве заявителя выступил по 12 делам, 8 из них рассмотрено в арбитражном суде, 4 — в судах общей юрисдикции. Требования, заявленные Уполномоченным, судом удовлетворены. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченный привлечен арбитражным судом по двум делам, решения по которым вынесены в интересах субъектов бизнеса. По трем делам в судах общей юрисдикции Уполномоченный выступил в качестве защитника субъекта предпринимательской деятельности. Все решения также вынесены в пользу предпринимателей. В рамках 5 дел защита прав предпринимателей осуществлялась по средствам представительства в судебном разбирательстве. Требования предпринимателей удовлетворены.

Ряд обращений Уполномоченного в суд был направлен на восстановление прав предпринимателей, нарушение которых носило системный характер. Так, Аппаратом Уполномоченного была выявлена системная проблема — уклонение органами Пенсионного фонда РФ от прямого применения Постановления Конституционного суда РФ № 27-П от 30.11.2016 по исключению из объекта страховых взносов понесенных субъектами предпринимательства расходов.

Следующая группа обращений Уполномоченного в суд связана с решением другой системной проблемы — сложившаяся практика работы контрольно-надзорных органов по привлечению субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, в которой при назначении административных наказаний не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению административного штрафа. По всем 11 делам суд удовлетворил требования Уполномоченного, предприниматели освобождены от уплаты административного штрафа.

В 2017 году в ходе осуществления своей деятельности Уполномоченным выявлены такие системные проблемы как:

  • условия предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке не обеспечивают равнодоступности и пропорциональности государственной поддержки и приводят к дискриминации сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые, выполнив все требования и первичные условия, не имеют возможности воспользоваться данным видом государственной поддержки;
  • злоупотребление правом на обращение в контрольно-надзорные органы с целью негативного воздействия на осуществляемую субъектом предпринимательскую деятельность, в связи с проводимыми контрольно-надзорными мероприятиями по поступившим жалобам;
  • отсутствие эффективного механизма недопущения монополизации рынка торговыми сетями;
  • несвоевременное исполнение государственными (муниципальными) заказчиками обязательств по оплате поставленных товаров (оказанных услуг, произведенных работ) в соответствии с условиями контрактов;
  • укрупнение лотов, которое влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе;
  • проблемы, связанные с организацией перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также грузовых перевозок.
  • В 2017 году сотрудниками Аппарата Уполномоченного подготовлено более 50 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов.

При активном участии Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области в результате конструктивного и эффективного взаимодействия Института Уполномоченных с новым составом Государственной Думы разработан и принят Федеральный закон от 01.07.2017 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)».

В 2017 году Уполномоченным принято участие в 17 выездных проверках, проводимых государственными и муниципальными органами в отношении субъектов предпринимательской деятельности (в 2016 — 13).

Так же, в 2017 году Уполномоченный и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области, в дополнение к ранее заключенному Соглашению о взаимодействии, заключили дополнительное соглашение об участии Уполномоченного в мероприятиях по контролю (надзору) и гласных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых сотрудниками подразделений Управления в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в связи с осуществляемой ими деятельностью.

Уполномоченный принимает участие в работе и в мероприятиях, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Орловской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, местного самоуправления и общественными организациями, а также Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности ежеквартально сотрудники Аппарата Уполномоченного изучали результаты правоприменительной деятельности контрольно-надзорной деятельности за каждый квартал и принимали участие в соответствующих публичных обсуждениях.

Уполномоченный и сотрудники Аппарата в 2017 приняли участие в семинарах для налогоплательщиков, проводимых по вопросу перехода на использование контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) нового образца. В рамках мониторинга готовности перехода предпринимателей Орловской области на использование ККТ нового образца Аппаратом Уполномоченного совместно с УФНС России по Орловской области производилось обобщение статистических данных, выявление проблем внедрения и применения ККТ нового образца в регионе. Данная информация регулярно передавалась в аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

В 2017 году проведено восемь заседаний общественного и экспертного Советов при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Орловской области. Состоялись выездные мероприятия с предпринимателями в Дмитровском, Краснозоренском, Кромском, Ливенском, Покровском, Троснянском и Урицком районах Орловской области.

Уполномоченным в анализируемом периоде проведены заседания круглых столов по вопросам внедрения контрольно-кассовой техники нового образца; контрольно-надзорной деятельности (совместно с юридическим институтом Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева и Орловской торгово-промышленной палатой); защиты прав предпринимателей в сфере индустрии гостеприимства (совместно с Орловской торгово-промышленной палатой и Управлением Роспотребнадзора по Орловской области); соблюдения требований законодательства при организации и работе предприятий общественного питания (совместно с Орловской торгово-промышленной палатой, Ассоциацией «Орловское качество» и Управлением Роспотребнадзора по Орловской области). В декабре 2017 года состоялась III межведомственная конференция «Изменения в законодательстве для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».

26 сентября 2017 года организована и проведена конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест — стратегия роста для России». Конференция организована с целью проведения общественной дискуссии в рамках ответа на вопрос о том, как простимулировать процесс создания высокопроизводительных рабочих мест в субъекте РФ и на федеральном уровне, как повысить эффективность занятости в экономике России и поддержать стабильность на рынке труда.

По итогам конференции принята резолюция, в которой участники рекомендовали признать, что создать новые высокопроизводительные рабочие места (далее — ВПРМ) может только честный частный несырьевой бизнес, и сегодня необходимо обеспечить все условия для его работы.

Таким образом, результаты работы Уполномоченного в 2017 году свидетельствуют об определенной результативности осуществления деятельности, направленной как на защиту нарушенных прав предпринимателей и их восстановление в каждом конкретном случае, так и на выявление общих системных проблем, решение которых способствует комплексному повышению уровня правозащиты субъектов бизнеса.

Дальнейшее повышение эффективности деятельности института Уполномоченного видится в активизации работы по предотвращению и пресечению нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательства, участию в реализации мер, направленных на повышение уровня благоприятности условий создания и развития бизнеса.