ГлавнаяНовости


Ср, 03.04.2019

Отчет о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области в 2018 году был озвучен на заседании регионального Правительства.

Вопрос о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области в 2018 году обсуждался на заседании регионального Правительства 1 апреля.

Как сообщил Евгений Лыкин, особое внимание в работе Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области уделено рассмотрению обращений субъектов бизнеса.

В 2018 году на рассмотрение поступило 200 письменных обращений, из них 108 обращений от индивидуальных предпринимателей и 92 обращения от юридических лиц, что практически меньше чем в 2017 году на 1/3.

Сокращению количества письменных обращений способствовало:

  • принятие региональной властью, как исполнительной, так и законодательной мер по обеспечению определенности экономической ситуации в области;
  • широкое обсуждение принимаемых мер с привлечением предпринимательского сообщества;
  • ориентирование органов государственной власти и местного самоуправления в своей деятельности на реализацию стратегии долгосрочного, устойчивого развития.

Приняты законы, направленные на снижение налоговой нагрузки для субъектов МСП. Учитывая важность для бизнеса снижения налогового бремени, считаем целесообразным изыскать возможности расширения льгот для налогоплательщиков.

Сокращению количества письменных обращений также способствовало обеспечение консолидации усилий органов власти, института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с общественными объединениями предпринимателей. В частности, в 2018 году особое внимание было уделено обеспечению открытого диалога власти и бизнеса. В 2019 году совместная работа Аппарата Уполномоченного с общественными объединениями предпринимателей будет продолжена, прорабатываются новые механизмы взаимодействия.

В 2018 году продолжена работа, связанная с защитой прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в судебном порядке. Уполномоченным в полном объеме реализованы полномочия по обращению в суд и участию в 33 судебных разбирательствах, в том числе по одному уголовному делу.

В качестве примеров восстановления нарушенных прав и законных интересов предпринимателей по результатам рассмотрения обращений, поступивших в Аппарат Уполномоченного, можно привести следующие.

  1. В судебном порядке признана незаконной позиция налогового органа и органов Пенсионного фонда, касающаяся исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями «за себя».
  2. Отменен обвинительный приговор Ливенского районного суда Орловской области, вынесенный в отношении генерального директора юридического лица за совершение деяния, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов).
  3. В рамках досудебного обжалования необоснованными признаны доначисления налогового органа в размере 6 958 000 рублей.
  4. Прекращены незаконные действия государственного инспектора труда при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя.
  5. Не допущено чрезмерного увеличения платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Орла.

Указанные примеры являются не единичными, более детальная их характеристика дана в тексте Доклада Уполномоченного за 2018 год.

К реализации специальных полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области относится осуществление правовой экспертизы правовых актов и их проектов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам работы на данном направлении Аппаратом Уполномоченного в 2018 году подготовлено:

  • 24 заключения на проекты нормативных правовых актов;
  • 7 мотивированных предложений о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты), которые направлены в адрес субъектов законодательной инициативы, органов власти и местного самоуправления.

В 2018 году по заявлениям субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченным принято участие в 24 выездных проверках, проводимых государственными и муниципальными органами в отношении субъектов предпринимательской деятельности (в 2017 — 17). Вместе с тем, следует отметить, что в 2018 году ряд контрольно-надзорных органов стал не заинтересован в участии Уполномоченного в ходе проведения внеплановых проверок, оказывается излишнее давление на субъекта бизнеса в случае его волеизъявления о привлечении к участию в проверке Уполномоченного.

В 2018 году также были выявлены следующие системные проблемы в сфере предпринимательства:

  1. Широкое усмотрение банков при применении положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», влекущее необоснованную блокировку счетов субъектов предпринимательской деятельности.
  2. Утрата права на получение мер государственной поддержки вследствие отражения в Справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент обращения спорной задолженности, обжалование которой осуществляется субъектом бизнеса в судебном порядке.
  3. Профискальная ориентация налоговых органов при проведении налогового контроля.

Таким образом, Аппаратом Уполномоченного в 2018 году реализован весь комплекс мер по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В качестве основных направлений деятельности Уполномоченного в 2019 году наряду с восстановлением и недопущением нарушений и ущемлений прав субъектов предпринимательской деятельности в конкретных случаях целесообразно отметить работу, связанную с улучшением условий ведения предпринимательской деятельности, совершенствованием системы закупок, упрощением доступа к льготному финансированию, созданием систем акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки фермеров, модернизацией системы поддержки экспортеров, обеспечением благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами и решением других задач в рамках реализации национальных проектов.