ГлавнаяРабота с обращениямиНаши победы

Pro bono publico в действии. Предпринимателя спасли от штрафа в 800 000 рублей


К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Орловской области обратилась индивидуальный предприниматель из города Мценска Небольсина Е.А. с жалобой на действия сотрудников Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области.

ИП Небольсина Е.А. занимается продажей искусственных цветов и семенной продукцией на территории, прилегающей к рынку по ул. Тургенева в городе Мценске Орловской области.

В феврале 2017 года сотрудниками УВМ УМВД России по Орловской области была установлена гражданка Украины, которая по просьбе ИП Небольсиной Е.А. осуществляла продажу промышленной продукции по просьбе последней. За этими сухими фразами из протокола на самом деле скрывается опасность для предпринимателя лишиться бизнеса, поскольку было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 17 ст. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция за указанное правонарушение от 800 тысяч до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

По ходатайству ИП Небольсиной Е.А. дело было передано для рассмотрения в Северный районный суд города Орла.

При рассмотрении обращения ИП Небольсиной Е.А. бизнес-омбудсменaом Орловской области принято решение поручить защищать интересы предпринимателя в суде представителю уполномоченного Грязнову А.С. 5 мая 2017 года в ходе судебного разбирательства о привлечении ИП Небольсиной Е.А. к административной ответственности Грязнов А.С. выступил как её защитник (законный представитель) по принципу Pro bono publico.

В судебном заседании Грязнов А.С. представил суду письменное ходатайство, приобщенное к материалам дела, в котором указал, что фигурирующая в деле гражданка Украины Попова Н.С. является двоюродной сестрой матери Небольсиной Е.А., и с момента начала боевых действий в Донецкой области Украины проживала у последней. Попова Н.С. и члены её семьи в последующем собираются получать гражданство России. Работы у Поповой Н.С. и членов её семьи в России нет, поэтому Попова Н.С. постоянно желает помочь Небольсиной Е.А. и её матери по хозяйству в знак благодарности о предоставлении приюта.

Так, 18 февраля 2017 года Попова Н.С. пришла к Небольсиной Е.А. на её торговую точку, чтобы узнать, чем ей можно помочь по хозяйству. ИП Небольсина Е.А. попросила её присмотреть за товаром на улице, пока она разбирала поступившую продукцию внутри помещения. Намерений наделять Попову Н.С. трудовой функцией продавца, заключать с ней трудовой договор и платить ей зарплату у Небольсиной Е.А. не было. Об ограничениях федерального законодательства в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление отдельных видов деятельности ни Небольсина Е.А. ни Попова Н.С. не знали. Однако вину свою, если таковая имеется, признают и глубоко раскаиваются.

18 февраля 2017 года Мценским районным судом Орловской области Попова Н.С. была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 20 февраля 2017 г. Поповой Н.С. оплачен штраф в размере 2000 рублей.

Вместе с тем, Мценский районный суд учел обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, личность Поповой Н.С. и не усмотрел оснований для назначения ей дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Решение о не назначении дополнительного назначения суд принимал исходя из соображений гуманности и с учетом положений ст. 3, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г.

Попова Н.С. зарегистрирована по адресу: Украина, Донецкая область, п. Володарское д. 68 (переименовано в пгт. Никольское в связи с законами о декомунизации на Украине). Поселок Володарское находится на территории линии разграничения согласно Минским соглашениям. В 2014 году, со слов Поповой Н.С. в их поселок пришли каратели запрещенной в Российской Федерации организации «Правый сектор» и ей, русской по национальности, пришлось вместе с семьёй уехать к родственникам в г. Мценск, поскольку она, с её слов, неоднократно подвергалась нападкам со стороны как представителей официальных властей Украины так и различных националистически настроенных активистов.

Гражданка Украины Попова Н.С., законно находящаяся на территории Российской Федерации, является нашим иностранным соотечественником, а в соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации, соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности.

В отношении ИП Небольсиной Е.А. отсутствует информация об административных правонарушениях (копия сообщения Информационного центра УМВД России по Орловской области).

Финансовое состояние ИП Небольсиной Е.А. затруднительное, базовая доходность в соответствии с налоговыми декларациями за 2016 год ниже МРОТ. У Небольсиной Е.А. имеется задолженность по кредиту.

Учитывая изложенное, и в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Грязнов А.С. попросил суд заменить административное наказание ИП Небольсиной Е.А. в виде административного штрафа предупреждением.

Представитель УВМ УМВД России по Орловской области не согласилась с доводами Грязнова А.С. по тем основаниям, что объектом посягательства в данном правонарушении являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, и объектом охраны являются интересы государства им стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. На основании этого представитель УВМ УМВД по Орловской области сделала вывод о том, что это нарушение затрагивает безопасность государства и на него не распространяются правила ст. ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Грязнов А.С. представил суду свои возражения на доводы представителя УВМ УМВД по Орловской области, касающихся безопасности государства, в которых указал, что приведенные выводы ошибочны, поскольку диспозиция статьи 18.17 описывает противоправное деяние — несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, а именно, особенности регулирования рынка труда иностранных работников. В данном конкретном случае это нормы Главы 50.1. Трудового кодекса Российской Федерации (Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства), а также ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации«, которая устанавливает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Таким образом, это правонарушение затрагивает в основном трудовые правоотношения.

Кроме этого, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

  • разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • коррупция;
  • стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Нарушение норм трудового законодательства в указанный перечень не входит. Сведений об организации незаконной миграции ИП Небольсиной Е.А. в данном деле не имеется. Следовательно, нельзя считать правонарушение, совершенное ИП Небольсиной Е.А., затрагивающим безопасность государства.

Суд, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствия по делу причинения вреда или угрозы причинения вреда национальной безопасности Российской Федерации, имущественное или финансовое положение правонарушителя, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд постановил назначить ИП Небольсиной Елене Алексеевне административное наказание в виде предупреждения.