ГлавнаяУполномоченный разъясняет

Разъяснения по налоговым проверкам

Одними из форм налогового контроля предусмотренных НК РФ являются камеральные и выездные налоговые проверки.

Первоочередной целью таких проверок является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, достичь этого можно в первую очередь за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины налогоплательщиков.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных плательщиками без какого-либо специального разрешения. Процесс является частично автоматизированным — например, техническая проверка контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности.

Комплекс мероприятий налогового контроля в первую очередь направлен на устранение плательщиками технических ошибок и несоответствий. В особом порядке осуществляются камеральные проверки деклараций с возмещением НДС из бюджета и заявленными льготами — как у самого плательщика так и его контрагентов истребуются документы и пояснения, проводятся допросы свидетелей, при необходимости осуществляются осмотры, экспертизы и другие мероприятия, предусмотренные НК РФ.

Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами и предусматривает оформление по ее результатам акта и решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности только в случае установления нарушений.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений. В целях эффективного их решения разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@, которая определяет алгоритм отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Фактически планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Отбор основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на его основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Целью такого открытого информирования об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок является, прежде всего, побуждение налогоплательщиков добровольно и в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства путем самостоятельной оценки рисков и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, у которых имеются критерии рисков, установленные Концепцией планирования, а также в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет также целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Из 12 общедоступных критериев риска у объектов, отбираемых для проведения проверки, как правило, имеются не менее 3-4.

Важнейшими из критериев, на которые налоговые органы обращают внимание при планировании ВНП, являются низкая налоговая нагрузка, высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применение схем финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумной деловой цели.

Также о наличии фактов уклонения плательщика от налогообложения может свидетельствовать систематическое отражение убытков, выплата низкой заработной платы, «миграция» между налоговыми органами.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков присутствует одновременно, тем выше степень налоговых рисков плательщика.

Процесс планирования достаточно автоматизирован, в распоряжении налоговых органов постоянно появляются все новые механизмы и ресурсы.

Автоматизация процессов администрирования дала возможность свести к минимуму влияние на отбор человеческого фактора, а также сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Так, число выездных налоговых проверок в 2016 году снизилось по области почти в 2 раза, при этом их эффективность возросла в 1.5 раза.

Одним из механизмов, который существенно упростил процесс отбора объектов для выездного контроля, является программный продукт АСК НДС-2, который активно используется налоговыми органами на протяжении 2 лет как на этапе камерального контроля, так и при проведении предпроверочного анализа и выездных налоговых проверок.

Программа позволяет сопоставить данные продавца и покупателя о совершенных операциях, облагаемых НДС, и выявить в автоматизированном режиме имеющиеся расхождения, что очень затруднило недобросовестным плательщикам возможность занизить реализацию или заявить к вычету из бюджета НДС по операциям, не нашедшим отражения у продавца.

Нарушения налогового законодательства могут сопровождаться нарушениями иного законодательства, в таких случаях налоговые органы вправе проинформировать соответствующие компетентные органы с целью применения к плательщикам соответствующих мер ответственности. Из числа наиболее часто встречающихся сопутствующих нарушений можно отметить нарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, ветеринарного и фитосанитарного надзора, промышленной безопасности, антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить, что выездная налоговая проверка по сути является крайней мерой воздействия на плательщика, который не воспользовался правом самостоятельно увеличить свои налоговые обязательства или добровольно отказаться от применения схем уклонения от налогообложения.

Если предприятие будет иметь достойную налоговую нагрузку на уровне среднеотраслевой, не будет участвовать в схемах дробления бизнеса, уклонения от налогообложения и строить взаимоотношения с покупателями путем заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумной деловой цели, то такой плательщик с большей долей уверенности может рассчитывать, что не станет объектом выездного налогового контроля.

Информация предоставлена УФНС России по Орловской области